28 Ноября 2012
О философском мышлении на практике.
23 ноября 2012 года в Юргинском технологическом институте (филиал)Томского политехнического университета в рамках Всероссийской студенческой олимпиады состоялся заключительный тур соревнований по дисциплине «Философия». Девяносто минут участники размышляли над тремя вопросами.
Философия отличается от других форм мышления тем, что не просто мыслит, а производит формы мыслимости, как искусство производит формы чувствуемости. Мысль, взятая в форме мыслимости, лишается тех своих качеств, которые она имеет в прикладном мышлении. Прежде всего она лишается однонаправленности, конкретной соотнесенности с фактом или поступком. Таким образом, особый эффект философского сочинения заключается в том, что разные возможности нашей мысли совмещаются в нашем сознании, раздвигая его границы. Философское мышление, если отнестись к нему философски, то есть воспринять как мыслимость, а не мысль, вовсе не требует согласия или несогласия, оно допускает то и другое, оно расширяет континуум мысли.
Потому перед участниками олимпиады по философии стояла задача не столько внушить слушателю свое представление о мире, передать свои мысли и вызвать согласие с ними, сколько еще раз прочувствовать, что можно думать и так, и иначе, что мышление содержит внутри себя противомыслие, и этим бесконечно раздвигается сфера мысли.
Сказанное не означает, что философское сочинение не должно вызывать споров и несогласий. Оно может нравиться или не нравиться, вызывать симпатию или антипатию к своему стилю, концепции, системе образов. Философ работает с иксами и игреками, на место которых можно поставить разные числовые значения, в том числе и дающие ошибки в решении конкретных уравнений. Потому среди двадцати шести участников соревнования есть признанные победителями. Однако суть не в этой арифметической подстановке, а в самой алгебре как форме потенциальных отношений между актуальными числами.
Таким образом, каждый студент-участник олимпиады получил свой выигрыш в форме обнаружения в основании действительности мира возможностей, чистых потенций, которые объемлют мир актуальностей. Каждый студент проникся мыслью о том, что задача философии не в том, чтобы снабжать набором неоспоримых истин, а в том, чтобы осмысливать место человека в разных мирах (естественно-данных и творимых самим человеком), место, которое постоянно меняется.
Отсюда приятие колоссальной важности философии – не для познания или преобразования актуального мира, а для вхождения в иные, потенциальные миры. Это есть самый важный итог изучения дисциплины.
В заключение, по поручению кафедры гуманитарного образования и иностранных языков, поздравим победителей олимпиады:
Весной 2013 года им предстоит отстаивать честь Юргинского технологического института на олимпиаде по дисциплине «Философия» в Томском политехническом университете.
Желаем успехов!!!
Председатель комиссии:
К.филос.н., доцент кафедры ГОИЯ Полещук Лариса Геннадьевна
Философия отличается от других форм мышления тем, что не просто мыслит, а производит формы мыслимости, как искусство производит формы чувствуемости. Мысль, взятая в форме мыслимости, лишается тех своих качеств, которые она имеет в прикладном мышлении. Прежде всего она лишается однонаправленности, конкретной соотнесенности с фактом или поступком. Таким образом, особый эффект философского сочинения заключается в том, что разные возможности нашей мысли совмещаются в нашем сознании, раздвигая его границы. Философское мышление, если отнестись к нему философски, то есть воспринять как мыслимость, а не мысль, вовсе не требует согласия или несогласия, оно допускает то и другое, оно расширяет континуум мысли.
Потому перед участниками олимпиады по философии стояла задача не столько внушить слушателю свое представление о мире, передать свои мысли и вызвать согласие с ними, сколько еще раз прочувствовать, что можно думать и так, и иначе, что мышление содержит внутри себя противомыслие, и этим бесконечно раздвигается сфера мысли.
Сказанное не означает, что философское сочинение не должно вызывать споров и несогласий. Оно может нравиться или не нравиться, вызывать симпатию или антипатию к своему стилю, концепции, системе образов. Философ работает с иксами и игреками, на место которых можно поставить разные числовые значения, в том числе и дающие ошибки в решении конкретных уравнений. Потому среди двадцати шести участников соревнования есть признанные победителями. Однако суть не в этой арифметической подстановке, а в самой алгебре как форме потенциальных отношений между актуальными числами.
Таким образом, каждый студент-участник олимпиады получил свой выигрыш в форме обнаружения в основании действительности мира возможностей, чистых потенций, которые объемлют мир актуальностей. Каждый студент проникся мыслью о том, что задача философии не в том, чтобы снабжать набором неоспоримых истин, а в том, чтобы осмысливать место человека в разных мирах (естественно-данных и творимых самим человеком), место, которое постоянно меняется.
Отсюда приятие колоссальной важности философии – не для познания или преобразования актуального мира, а для вхождения в иные, потенциальные миры. Это есть самый важный итог изучения дисциплины.
В заключение, по поручению кафедры гуманитарного образования и иностранных языков, поздравим победителей олимпиады:
- Усанина Максима, гр.17А10 – I место;
- СмирновуМарину, гр.17В10 – II место;
- Гутову Анну, гр.17А10 – III место
Весной 2013 года им предстоит отстаивать честь Юргинского технологического института на олимпиаде по дисциплине «Философия» в Томском политехническом университете.
Желаем успехов!!!
Председатель комиссии:
К.филос.н., доцент кафедры ГОИЯ Полещук Лариса Геннадьевна