Волонтёрские сообщества – школа профессиональных проб студентов = Volunteer organization as a school of students'' vocational trials

Авторы: Starodubtsev V. A. , Rodionov P. V.
Журнал: / Высшее образование в России = Vysshee Obrazovanie v Rossii. - №. 4.
Год публикации: 2018


Аннотация:

Взаимодействие волонтёрских сообществ и образовательных организаций в области профессионального образования в настоящее время остаётся, по существу, неизученным. Анализ проблемы показывает, что опыт профессиональных проб в процессе обучения студенты могут приобрести в контексте деятельности волонтёрских объединений, если это будут профессионально адекватные сообщества практик. Такой тип волонтёрской организации может быть создан образовательным учреждением совместно с социальными партнёрами - муниципалитетом, государственными и частными организациями.
В работе описан опыт создания и функционирования волонтёрской организации студентов технического университета, нацеленный на расширение содержания образовательной программы и практическое участие обучающихся в профессионально ориентированной деятельности по профилю предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного, социального и природного характера. Целью работы является исследование образовательного потенциала волонтёрских сообществ, аффилированных с образовательной организацией и действующих в сотрудничестве с социальными партнёрами, в плане расширения ими возможностей получения студентами университетов и колледжей практического опыта деятельности в период обучения. Такое добровольческое объединение является неформальной школой, не заменяющей, но дополняющей академическое обучение, способствующей профессиональному самоопределению студентов и повышению их мотивации к учёбе.
Влияние участия студентов в деятельности волонтёрской организации на их профессиональное самоопределение исследовалось методом анонимного опроса. Изменения в мотивации студентов выявлялись путём сравнения динамики успеваемости студентов по совокупности дисциплин общеобразовательного блока и блока специальных дисциплин. Расширение форм практической подготовки студентов-бакалавров кафедры безопасности жизнедеятельности проведено как на лабораторной базе университета, так и в условиях реальных чрезвычайных ситуаций муниципального уровня. Анонимные опросы показывают позитивный сдвиг в про-фессгюнальном самоопределении участников добровольческой организацииирост мотивации студентов к изучению профессионально значимых учебных дисциплин. Объективно наблюдаемое улучшение результатов академической подготовки (средний балл по специальным дисциплинам и качество вьспускных работ) свидетельствует о росте конкурентоспособности вьтускников образовательного учреждения на рынке труда.