Влияние режимов и скорости процесса сварки на содержание легирующих элементов в сварочном шве

Авторы: Мамадалиев Р. А. , Бахматов П. В. , Ильященко Д. П. , Торопов С. Ю.
Журнал: / Территория Нефтегаз. - №. 3.
Год публикации: 2019


Аннотация:

В статье представлены результаты исследования влияния разных методов сварки на содержание легирующих элементов облицовочного шва при проведении ручной дуговой сварки коррозионно-устойчивых сталей аустенитного класса. Приведено содержание легирующих элементов облицовочного шва при максимальном и минимальном токе сварки, а также химический состав покрытия и стержня электрода.
В качестве образца для исследования была использована горячекатаная труба DN 159 из коррозионно-стойкой аустенитной стали 12Х18Н10Т толщиной б мм. Входе исследования проводилась ручная дуговая сварка покрытыми электродами с использованием в качестве источника питания сварочного инвертора. Режимы сварки выбирались сучетом рекомендаций нормативной документации нефтегазовых компаний. Качество шва определялось в том числе по результатам испытаний на растяжение и относительное удлинение. По результатам первых был сделан вывод об удовлетворительной прочности сварного соединения при нормальной температуре, тогда как по результатам испытаний на относительное удлинение из шести образцов допустимые значения показали лишь два. Установлено также, что разница максимального и минимального тока при скорости сварки 3 м/ч влияет на содержание в шве легирующих элементов, а следовательно, на структуру наплавленного металла. При этом введение в значительном количестве легирующих элементов в обмазку электрода способствует дополнительному легированию сварного шва.
В целом исследование подтвердило, что важную роль при плавлении металла, содержащего легирующие добавки, играют скорость сварки и контроль температуры стержня электрода во избежание перегрева. В то же время отмечено, что место расположения конструкции и климат, в котором проводятся работы, также оказывают определенное влияние.